ЭССЕ

19.11.2020

Ларина Елена Николаевна,

МБОУ Краснопартизанская СШ,

Ремонтненский район,

Ростовская область.

ЭССЕ

 

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

- Мам, смотри, что я нарисовала!

 - Не отвлекай меня, дочь, я работаю…

над эссе о проблемах воспитания.

(из разговора с любимой дочерью) Хочу такой сайт

Порой можно услышать мнение, что детей не нужно воспитывать, детей надо просто любить… А Максим Горький считал, что «любить детей – это и курица может. А вот уметь воспитывать их – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни». Если честно, не хотелось бы мне походить на курицу в этом ответственном, жизненно важном деле. Надо заметить, что дети есть почти у всех людей, но все ли люди обладают талантом и широким знанием жизни, чтобы справиться  с этой великой миссией – воспитанием? Ведь им увлечены далеко не все родители. Многим хочется не воспитывать детей, а любить. Хочется ими любоваться, гордиться, сделать средством для получения «лайков» в «Instagram». Как часто мы ловим себя на мысли, что занимаемся не воспитанием, а своими делами. А между тем, именно воспитание в конечном итоге и определит участь каждого ребенка, его успешность, нравственность поступков, степень отдачи себя обществу.

Мой любимый психолог, Н.И. Козлов в книге «Простое правильное детство…» пишет:  «Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство. Напротив, умное воспитание приобщает ребенка к культуре, дает ему возможность войти в круг людей, может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья».

В общем, для меня совершенно очевидно, что значение воспитания в жизни человека трудно переоценить. И каждый, кто сегодня называет себя учителем, просто обязан, заключив прочный союз с родителями, быть хорошим воспитателем. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» рассматривает образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом»… и иже с ними. Заметьте! Сначала – воспитания! На каждом современном уроке, согласно новому федеральному образовательному стандарту, воспитательная составляющая триединой педагогической цели выступает на первое место. И, наверное, не зря. Только ленивый не говорит сегодня о всеобщем падении нравственности, об искажении основных человеческих ценностей, растущей агрессии и межличностной отчужденности.

Поэтому передо мной как перед учителем стоит задача не просто дать ребенку знания, а в первую очередь,  воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, с твердой гражданской позицией и правильными ценностями. Задачка не из легких - помочь этим неокрепшим душам превратиться в людей умных (свободно, живо и точно мыслящих), здоровых (физически и душевно), порядочных (уважающих себя и других людей), дисциплинированных, неравнодушных и... счастливых, готовых реализовать большие жизненные проекты…

Решить эти задачи сможет лишь тот, кому дети верят и доверяют. Тут очень важно помнить, что воспитываем мы их не только тогда (и прежде всего не тогда!), когда думаем, что воспитываем. Какие фильмы мы смотрим, как говорим с коллегой в школьном коридоре, выходим ли по утрам на пробежку, как слушаем их восхищенный рассказ о происшествии с хомячком, какие, в конце концов, носим одежды…Ничто не уйдет от пытливого и досужего детского взгляда. И будь ты родитель или педагог, подходи к воспитанию с чистой душой, как хирург с чистыми руками.

Каждый раз с замиранием переступаю порог школы, окунаюсь в эту особенную, неповторимую атмосферу со своими звуками, запахами, деловитой суетой, где чередуется тишина на уроках с пчелиным роем перемен…Что готовит мне очередной школьный день? Все ли у меня получится?  В восьмом классе новая ученица Таня, она сильно заикается от волнения. Её очень осторожно и продуманно нужно включать в работу, чтобы не развить комплексы, помочь влиться в коллектив, не сделать мишенью для насмешек со стороны сверстников и в то же время организовать ее активность и успешность. Гиперактивному Ахмаду трудно сидеть на одном месте, он часто спрашивает у одноклассников, сколько времени осталось до звонка, отвлекает детей от работы. Честно призналась ему, что меня как учителя это обижает. Но чувства – в сторону, необходимо искать особые приемы, чтобы заинтересовать подростка и развить в нем «души прекрасные порывы»… Не первый год на уроках я стараюсь создать для своих учеников атмосферу, где непонятное интересно, где всё просто и сложно, серьезно и весело, а главное честно; где все эти «существительные»,  «метафоры» и «проблемы» приобрели бы личностные смыслы и в итоге сформировали мировоззрение. И какое же это счастье – видеть горящие неподдельным интересом («А давайте не пойдем на перемену и дочитаем до конца!»),  или светящиеся искренней радостью открытия («Я смог!»), или полные слез («Бедная, бедная Муму!») детские глаза! Ведь важно не то, что дети узнали, а какие уроки они из этого извлекли. Уроки доброты, чести и милосердия, после которых не захочется крепко выражаться в присутствии девочек, портить чье-то имущество покажется низостью, и не поднимется рука мучить соседскую кошку. А я постараюсь сделать все, чтобы эти ростки «благочестия» пустили крепкие корни в благодатную почву детской души.

Школьная жизнь незаметно меняется. И это я не о концепциях, парадигмах и новых образовательных стандартах. Главное, что твои недавние выпускники приводят к тебе уже своих детей. И ты угадываешь в  их смешных наивных лицах знакомые черты. Да, похожи, но…другие. И ты тоже уже другая. Обязана быть другой, не можешь не расти вновь и вновь вместе со своими учениками: продвинутыми, незашоренными, свободными от стереотипов, «технологичными» и «оцифрованными». В быстро меняющемся мире трудно спрогнозировать, какие знания пригодятся людям даже в ближайшем будущем, зато мне точно известно, без каких ценностей они не смогут обойтись. Теперь смысл моей работы – привить детям универсальные умения: грамотно и конструктивно общаться, действовать в команде, чутко реагировать на перемены, быть готовыми к вызовам изменчивой среды. А ещё всё же (и это мое твердое убеждение) помочь выбирать правильные книги, чтобы они умели чувствовать и понимать, переживать и сострадать, бороться и любить, как герои Пушкина и Толстого, Булгакова и Достоевского. Чтобы ощущали себя частью великого народа, великой страны и великой культуры. Может быть, в скором времени людям и не понадобится навык письма, но без «навыка» милосердия, чести, благонравия человечеству просто не выжить. Да, воспитание – это великое дело: им решается участь человека. Я бы сказала, им решается участь человечества…

                                           - Прости меня, дочь, что отмахнулась от тебя и не посмотрела твои рисунки…

- Ничего, мама, я все понимаю…

 (моя всепрощающая дочь).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».