19.11.2020
Ларина Елена Николаевна,
МБОУ Краснопартизанская СШ,
Ремонтненский район,
Ростовская область.
ЭССЕ
«Воспитание – великое дело: им
решается участь человека»
- Мам,
смотри, что я нарисовала!
- Не отвлекай меня, дочь, я работаю…
над
эссе о проблемах воспитания.
(из
разговора с любимой дочерью)
Порой можно услышать мнение, что детей
не нужно воспитывать, детей надо просто любить… А Максим Горький считал, что «любить
детей – это и курица может. А вот уметь воспитывать их – это великое дело,
требующее таланта и широкого знания жизни». Если честно, не хотелось бы мне
походить на курицу в этом ответственном, жизненно важном деле. Надо заметить,
что дети есть почти у всех людей, но все ли люди обладают талантом и широким
знанием жизни, чтобы справиться с этой
великой миссией – воспитанием? Ведь
им увлечены далеко не все родители. Многим хочется не воспитывать детей, а
любить. Хочется ими любоваться, гордиться, сделать средством для получения
«лайков» в «Instagram».
Как часто мы ловим себя на мысли, что занимаемся не воспитанием, а своими
делами. А между тем, именно воспитание в конечном итоге и определит участь
каждого ребенка, его успешность, нравственность поступков, степень отдачи себя
обществу.
Мой
любимый психолог, Н.И. Козлов в книге «Простое правильное детство…» пишет: «Если детей не
воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень
будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей
нужно воспитывать. Неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и
интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.
Напротив, умное воспитание приобщает ребенка к культуре, дает ему возможность
войти в круг людей, может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость
и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья».
В общем, для меня совершенно очевидно, что значение воспитания в
жизни человека трудно переоценить. И каждый, кто сегодня называет себя
учителем, просто обязан, заключив прочный союз с родителями, быть хорошим
воспитателем. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
рассматривает образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом»… и иже с ними. Заметьте!
Сначала – воспитания! На каждом современном уроке, согласно новому федеральному
образовательному стандарту, воспитательная составляющая триединой
педагогической цели выступает на первое место. И, наверное, не зря. Только
ленивый не говорит сегодня о всеобщем падении нравственности, об искажении
основных человеческих ценностей, растущей агрессии и межличностной
отчужденности.
Поэтому передо мной как перед учителем стоит задача не просто дать
ребенку знания, а в первую очередь, воспитать
личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, с
твердой гражданской позицией и правильными ценностями. Задачка не из легких -
помочь этим неокрепшим душам превратиться в людей умных (свободно, живо и точно
мыслящих), здоровых (физически и душевно), порядочных (уважающих себя и других
людей), дисциплинированных, неравнодушных и... счастливых, готовых реализовать
большие жизненные проекты…
Решить эти задачи сможет лишь тот, кому дети верят и доверяют. Тут
очень важно помнить, что воспитываем мы их не только тогда (и прежде всего не
тогда!), когда думаем, что воспитываем. Какие фильмы мы смотрим, как говорим с
коллегой в школьном коридоре, выходим ли по утрам на пробежку, как слушаем их восхищенный рассказ о
происшествии с хомячком, какие, в конце концов, носим одежды…Ничто не уйдет от
пытливого и досужего детского взгляда. И будь ты родитель или педагог, подходи
к воспитанию с чистой душой, как хирург с чистыми руками.
Каждый раз с замиранием переступаю порог школы, окунаюсь в эту
особенную, неповторимую атмосферу со своими звуками, запахами, деловитой суетой,
где чередуется тишина на уроках с пчелиным роем перемен…Что готовит мне
очередной школьный день? Все ли у меня получится? В восьмом классе новая ученица Таня, она
сильно заикается от волнения. Её очень осторожно и продуманно нужно включать в
работу, чтобы не развить комплексы, помочь влиться в коллектив, не сделать
мишенью для насмешек со стороны сверстников и в то же время организовать ее
активность и успешность. Гиперактивному Ахмаду трудно сидеть на одном месте, он
часто спрашивает у одноклассников, сколько времени осталось до звонка,
отвлекает детей от работы. Честно призналась ему, что меня как учителя это
обижает. Но чувства – в сторону, необходимо искать особые приемы, чтобы заинтересовать
подростка и развить в нем «души прекрасные порывы»… Не первый год на уроках я стараюсь
создать для своих учеников атмосферу, где непонятное интересно, где всё просто
и сложно, серьезно и весело, а главное честно; где все эти «существительные», «метафоры» и «проблемы» приобрели бы личностные
смыслы и в итоге сформировали мировоззрение. И какое же это счастье – видеть
горящие неподдельным интересом («А давайте не пойдем на перемену и дочитаем до
конца!»), или светящиеся искренней
радостью открытия («Я смог!»), или полные слез («Бедная, бедная Муму!») детские
глаза! Ведь важно не то, что дети узнали, а какие уроки они из этого извлекли.
Уроки доброты, чести и милосердия, после которых не захочется крепко выражаться
в присутствии девочек, портить чье-то имущество покажется низостью, и не
поднимется рука мучить соседскую кошку. А я постараюсь сделать все, чтобы эти
ростки «благочестия» пустили крепкие корни в благодатную почву детской души.
Школьная жизнь незаметно меняется. И это я не о концепциях,
парадигмах и новых образовательных стандартах. Главное, что твои недавние
выпускники приводят к тебе уже своих детей. И ты угадываешь в их смешных наивных лицах знакомые черты. Да,
похожи, но…другие. И ты тоже уже другая. Обязана быть другой, не можешь не
расти вновь и вновь вместе со своими учениками: продвинутыми, незашоренными,
свободными от стереотипов, «технологичными» и «оцифрованными». В быстро
меняющемся мире трудно спрогнозировать, какие знания пригодятся людям даже в
ближайшем будущем, зато мне точно известно, без каких ценностей они не смогут
обойтись. Теперь смысл моей работы – привить детям универсальные умения:
грамотно и конструктивно общаться, действовать в команде, чутко реагировать на
перемены, быть готовыми к вызовам изменчивой среды. А ещё всё же (и это мое
твердое убеждение) помочь выбирать правильные книги, чтобы они умели
чувствовать и понимать, переживать и сострадать, бороться и любить, как герои
Пушкина и Толстого, Булгакова и Достоевского. Чтобы ощущали себя частью
великого народа, великой страны и великой культуры. Может быть, в скором
времени людям и не понадобится навык письма, но без «навыка» милосердия, чести,
благонравия человечеству просто не выжить. Да, воспитание – это великое дело:
им решается участь человека. Я бы сказала, им решается участь человечества…
-
Прости меня, дочь, что отмахнулась от тебя и не посмотрела твои рисунки…
- Ничего, мама, я все понимаю…
(моя всепрощающая дочь).